Неизвестная газета(?), 1979(?) г.

РАЗВЕДЧИКИ ПОДВОДНЫХ ТАЙН


Б. НИКОНОВ

Репортаж с борта экспедиционного судна «Анатолий Елкин»

Бухта Казачья. Внимание всех, кто приходил в эти дни на ее берега, неизменно привлекал корабль, напоминающий по конструкции тральщик. Это было экспедиционное судно «Анатолий Елкин», приписанное к спортивно-техническому клубу подводного спор та «Садко» организации ДОСААФ Николаевского морского порта.

...Ясное солнечное утро.

На мачте взвиваются два разноцветных флага. Они предупреждают: производятся водолазные работы.

Судно — метрах в тридцати от берега. Очередная смена готовится к погружению на дно — Виктор Чаплыгин и Анатолий Холявко надевают гидрокостюмы, акваланги. Валентин Кузнецов, ответственный за спуски, тщательно проверяет снаряжение. Убедившись, что все в порядке, он дает разрешение аквалангистам идти под воду.

Чем же привлекло это место спортсменов - подводников, что ищут они на морском дне?

— «Крым-79» — так называется нынешняя наша экспедиция, — рассказывает ее руководитель Владимир Николаевич Туровский. — Два года назад мы провели здесь первые работы по заданию Музея героической обороны и освобождения Севастополя с целью обследования и подъема обнаруженных на дне бухты частей самолета, погибшего здесь в годы войны. Теперь наша задача — определить тип самолета, его принадлежность к воинской части, а главное — обнаружить то, что позволит установить имена членов экипажа. Мы — следопыты, только место нашего поиска — морское дно.

...Траловый конец уходит под воду. Видимость на глубине невелика — метра 3-4. Стоит перевернуть какой-то предмет, как вокруг него клубами поднимается ил, и тогда на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Жди, пока муть осядет.

Связь с аквалангистами держит Владимир Туровский.

— На грунте — 40 минут,— сообщает он Чаплыгину. — Как себя чувствуешь?

— Нормально. Очищаю от ракушек «железку», по-моему, часть двигателя.

Квадрат за квадратом обследуют аквалангисты. Истекают шестьдесят минут — время, отведенное для работы одной смены. Кажется, и на этот раз вернутся ребята без «нужной добычи». Но вот взмахнул рукой, подзывая всех к себе, стоящий на связи Владимир Туровский.

— Слушайте, что говорит Чаплыгин. Повтори, Витя, повтори!

— Нашел пистолет!

Вскоре Чаплыгин поднялся на трап. Он держал в руке пистолет, весь обросший ракушками. Валентина Мельникова старательно очистила пистолет от ила, ржавчины, промыла в соляре. На рукоятке ТТ довольно четко различимо: № ВВ-1310 1941 г. Понятна радость искателей: есть исходные данные для выяснения личности одного из летчиков.

Последующие дни принесли новые важные находки. С ними ознакомились специалисты. Было установлено: самолет имел два двигателя воздушного охлаждения, два пулемета типа ШКАС и один УБТ, год выпуска — 1943 (даты обнаружены на табличке радиокомпаса, штурманских приборах, вооружение). Такое оборудование характерно для дальнего бомбардировщика ИЛ-4.

Особую ценность представляет орден Отечественной войны I степени 21870. Из всего добытого со дна моря — именно эта находка и пистолет ТТ позволят определить, кто же был в составе экипажа. Запросы посланы в соответствующие учреждения. По опыту известно, что они никого не оставляют равнодушными и ответы не заставят себя долго ждать.

Кто же эти люди, ведущие поиск морских тайн? Они — члены спортивно-технического клуба подводного спорта «Садко». В его составе инженеры и рабочие, студенты и школьники, врачи и строители. Есть пятнадцатилетние и те, чей возраст перешагнул за полвека. Но всех их объединяет негаснущая романтическая любовь к морю, к подводным исследованиям. И самое дорогое для каждого из них — это патриотическое стремление открывать имена и подвиги неизвестных героев.

Клуб «Садко» отмечает в октябре этого года свое пятнадцатилетие. В его послужном списке много замечательных дел. И одно из самых памятных — поиск погибшего в неравном бою у Тендровской косы эсминца «Фрунзе».

За прошедшие годы садковцы вели исследовательские работы в разных районах Черного моря. Многое из того, что они поднимали со дна моря, заняло достойное место в экспозициях музеев Ленинграда, Севастополя, Одессы, Николаева.

...[утеряно]...тонных пьедесталах стоит необычная батарея: два орудия с эсминца «Фрунзе», боевая башня с монитора «Ударный», орудие с минзага «Колхозник». И над ними фок-мачта эсминца «Бойкий».

Активное участие в делах клуба «Садко» принимал писатель-маринист Анатолий Елкин. В одном из своих публицистических очерков «Огонь, а не пепел» он писал: «Боевая молодость Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова начиналась на палубе эсминца «Фрунзе». Я видел, как бережно рассматривал он подаренный садковцами альбом: четко различимая под водой надпись «Фрунзе», документы из корабельного сейфа. Главком узнавал знакомые имена и фамилии. Погрустнев, он тихо сказал: «Кто знал, что через тридцать лет вот так нам придется свидеться».

В письме николаевским энтузиастам Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков писал: «Ваш скромный труд откроет новые страницы героического прошлого ваших отцов, стоявших насмерть у штурвалов боевых кораблей.

Желаю вам, дорогие товарищи, успехов в вашем благородном деле по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее для службы в Военно-Морском Флоте».

В свое время энтузиастам клуба «Садко» было передано отслужившее свой срок судно. На нем установили необходимое для подводных исследований оборудование. По ходатайству совета клуба судну присвоено имя «Анатолий Елкин» — в память о писателе, чье творчество пронизано любовью к морю и флоту.

...Раннее утро. На берегу бухты у остатков самолета выстроились воинские шеренги. На «Анатолии Елкине» приспущен флаг. Торжественно траурный митинг открывает офицер А. Часовской. Он говорит о мужестве и героизме советских воинов, до конца выполнивших свой долг перед Родиной. Обращаясь к личному составу, он призывает нынешнее поколение вооруженных защитников Отчизны свято беречь и приумножать славные боевые традиции, отдавать все свои силы беззаветному служению Отчизне.

На митинге выступили руководитель экспедиции «Крым- 79» В. Туровский и сотрудник Музея героической обороны и освобождения Севастополя Д. Муратов. С борта «Анатолия Елкина» на воду опускается венок из красных гвоздик.

Торжественным маршем проходит воинский строй, отдавая заслуженные почести безымянным пока летчикам-героям.

Офицер Б. НИКОНОВ.

НА СНИМКАХ: слева — ветеран клуба «Садко» Михаил Коновалов; Валентина Мельникова обрабатывает пулемет, добытый со дна моря; справа — находки с самолета ИЛ-4: пистолет ТТ № ВВ-1310, орден Отечественной войны I степени и другие вещи.

Фото Е. Бодяка.

Больше фото по самолету ИЛ-4