7. Вместо заключения

 

Ушло время «Детей подземелий», появились «Диггеры».

Прошло больше десяти лет после окончания функционирования экспедиции 1993 года. Новое молодое поколение клуба «Садко», используя возможности интернета, связалось с другими группами Диггеров (так называют себя некоторые исследователи подземелий) в Украине и России.

«Садковцы» предприняли попытку расшифровать буквы, находившиеся над входом в подземный зал и описанные Жиной Джановной. Они выдвинули версию связи этой надписи с древними письменностями, на примере аналогии с буквой «шин» (напоминает перевернутую букву «Т») из древнееврейского алфавита. На что получили ответ известного в компьютерной сети Интернет специалиста по мистике и символике, владельца сайта – “ Simbolorum ” ( http://www.apress.ru/pages/greif/index.html ):

 

« Добрый день, SADKO

…Обратимся к вашей надписи (Рис.14). При том, что ее краткость не оставляет надежд на «дешифровку», надпись оказалась весьма интересной.

Во-первых, никакого прямого отношения к «шин» ни один из ее знаков не имеет. Шин гораздо четче просматривается в графемах на основе треугольника, или знаке «Пакт Рериха » (Пакт Рериха – Договор о защите художественных, научных учреждений и исторических памятников. Подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. На «Знамени мира» изображение треугольника, с кругами по концам, помещенного в большой круг) , нежели в рассматриваемой надписи. Дело в том, что для шин основополагающим является манифестация троичности, при этом отношения ее составляющих близки к паритетным. В нашем же случае совершенно четкая доминанта вертикали, при этом как обращенной вверх, так и опрокинутой вниз в следующем знаке. Поэтому оставим на время каббалу в покое.

Во-вторых, при просмотре, имеющихся магических, тайнописных, сакральных и иных алфавитных систем Европы ничего близкого обнаружено не было. Точнее, приблизительно, отдельные знаки обнаруживают внешнее сходство с элементами различных систем (первый знак, например, очень похож на один из символов, коими в алхимической практике означали процесс sublimatio ), но как комплекс не обнаруживаются нигде. Подобные же системы арабского мира имеют вообще иную графическую и идеологическую основу. Возможно, что надпись все же является по своей сути буквенной или идеографической, но относится к «личной» системе ее исполнителя. Если это действительно так, то мы никогда не сможем внятно определить, что же там изображено.

В-третьих, весьма интересен способ нанесения изображения. Если обратиться к практике изготовления магических атрибутов, мы обнаружим, что подобный способ не имел широкого распространения: обычным были гравирование, отливка рельефа или насечка иным металлом на пластинке определенной формы. Данный способ предполагает, что надпись должна быть, не просто помещена в определенном месте, но легко различима при очень скудном освещении, либо на ощупь. Вполне возможно, что такая надпись была не единственной, мне представляется необходимым наличие еще, как минимум, четырех подобных объектов.

В-четвертых, из всех известных мне по Европе и России магических и тайнописных систем данный объект наиболее близок по характеру построения к сигилам ангелов, демонов и природных духов.

При предварительном итоге мы можем довольно уверенно говорить о появлении данного знака ближе к концу 18-го века. Его исполнитель должен был быть близок либо к масонским кругам, либо к мистическим тайным обществам. Знак имеет четкие признаки апотропея или оберега, при этом (что довольно интересно) оперирующего и черными и белыми силами. Изображение, вероятней всего, лишь часть обрядовой или магической системы знаков, возможно, имевших ещё и функцию указателей.

Примерно таков объем информации (косвенной!), которую удается на данный момент высосать из знаков.

Что касается до моего «частного» мнения, то мне представляется, что этот знак соотносится с образом или культом Великого Змея, Дракона и т. п., обитающего как в бездне Вод, так и в бескрайности Неба и управляющего ими. Как именно его называли создатели ваших подземелий, я вряд ли когда смогу сказать, но у меня сложилось устойчивое впечатление о культовом (по преимуществу) характере этих подземелий…».

Best regards,

Grief mailto: greif@ural.org ”.

Изучая археологическую литературу, я обнаружил зарисовку каменной, антропоморфной стелы II – I тысячелетия до нашей эры (Рис. 20). Высеченный на ней комплекс изображений и знаков имеет несколько аналогий с «буквами», описанными очевидцем (Жиной Джановной. Рис. 17).

Древние оставили памятник (стелу), свидетельствующий о характере их занятий, изображение различных сельскохозяйственных орудий и упряжки быков. Этот единственный пока рассказ о земледелии эпохи бронзы дошел до наших дней на небольшой известняковой плите, найденной в 3 километрах от Симферополя, в урочище Бахчи-Эли. Длина ее 107 см, ширина 70 и толщина 15 см. На обе стороны верхней части плиты первобытный художник нанес рисунки, а на одной из торцовых ее граней два параллельных ряда чашевидных углублений. Судя по свободной от изображений нижней части, плита возвышалась над землей, венчая, быть может, вершину кургана с погребением. А возможно, как думают некоторые исследователи, она была установлена в каком-либо из местных святилищ.

На трех сторонах плиты изображены топоры, мотыги и другие орудия труда, а на четвертой – целое повествование. Вот фигура человека, изображенного головой вниз. Он – мертв, ибо так в древности изображали мертвых. Рядом – другая, быстро шагающая или бегущая фигура, возможно с серпом или каким-то другим орудием в левой руке. Вверху над ними – два прямоугольных рала (Точно такие же рала II тысячелетия до н. э. высечены на скалах близ Фонтанальбы - Швейцария. До недавнего времени ими пользовались и некоторые племена Африки и Латинской Америки). Тут же – топор, кирка, мотыга, серпы. А там - куда направляется шагающая или бегущая фигура, мирно стоит упряжка быков. Рядом с быками, спиной ко всему происходящему, сидит третья человеческая фигура. Перед ней – орудие, очень похожее на мотыгу.

По мнению исследователей, утверждающих, что изображения на плите связаны с религиозным культом, это - сцена подготовки к пахоте. Человек, сидящий рядом с упряжкой, - земледелец, дожидающийся времени весенне-полевых работ. Две же другие фигурки изображают умирающее на зиму и оживающее весной божество плодородия.

Так ли это? Трудно сказать. И главная трудность в том, что археологи нашли плиту не там, где она первоначально стояла, а в одной из грунтовых могил более позднего времени. Здесь ее использовали вторично в качестве обычной каменной плиты для перекрытия погребения. Плита вполне могла венчать и вершину кургана, или находиться в святилище.

Что касается двух рядов чашевидных углублений на торцовой стороне плиты из Бахчи-Эли, то их назначение хорошо известно. Они служили для сжигания каких-то благовоний – то ли в честь усопшего, то ли в честь божества. Подобные углубления в каменных плитах делались многими народами, начиная с глубокой древности. Некоторые племена Центральной Африки, сохранившие в неприкосновенности свой первобытный образ жизни, пользуются и сейчас такими жертвенниками. Нередко сжигания сопровождаются различными обрядовыми плясками и песнями.

Вполне возможно, что и в Крыму культовые сжигания благовоний уже в глубокой древности сопровождались ритуальными танцами. Вспомним рассказ и о Николаевских катакомбах – подземный, куполообразный зал с очагами, саркофагами и изображенными «пляшущими» человечками. По мнению археолога А.А. Щепинского, такая пляска в честь погребенного изображена на каменной стеле, найденной в селе Казанки Бахчисарайского района. Стела эта представляет собой зеленовато-серую диоритовую плиту высотой 1,45 м, шириной 0,28 - 0,29 м. и толщиной 0,15 м. Верхняя часть плиты оформлена в виде головы, у которой глаза и рот отсутствуют, а нос и брови выделены четким рельефом. Голова, опоясанная едва заметным ободком, переходит в туловище со сложенными на груди руками. А еще ниже, под изображением пояса, древний мастер рельефно вырезал две держащие друг друга за руки человеческие фигурки с широко расставленными ногами. Свободные полусогнутые руки они приподняли над головами. Надо полагать, для людей древности эта сцена заключала в себе некий священный смысл. Доказательством может служить тот факт, что в последнее время археологи обнаружили уже несколько стел с подобным изображением12. В будущем новые находки, несомненно, помогут решить этот вопрос.

Продолжая тему археологии, как археолог, не могу не упомянуть о еще одном сенсационном открытии, сделанном Николаевскими исследователями.

В 2004 году экспедиция Николаевского Государственного университета имени Сухомлинского, под руководством зав. кафедры всемирной истории, доцента Гребенникова Ю.С. и ст. преподавателя Николаевского института Одесского Национального Университета – Горбенко К.В., продолжала четырнадцатый сезон раскопок поселения «Дикий Сад». Памятник археологии относится к эпохе поздней Бронзы (Белозерская археологическая культура), находится в самом центре города Николаева, в нескольких сотнях метров от ДОФа и ул. Адмиральской.

Раскопками 2004 года был выявлен оборонительный ров, опоясывающий поселение. Наличие оборонных рвов и валов характерно для городищ (но не поселений). Городище финальной бронзы ( XII - IX вв. до н. э.) пока единственное на территории степной Украины.

Городище на месте Николаева занимало территорию мыса на берегу реки Ингул. С двух сторон его защищали глубокие овраги-балки (в настоящий момент полностью засыпаны при планировке набережной), а с напольной стороны степи – глубоким рвом и стеной.

За годы раскопок археологи сделали множество интересных находок. Это - изделия из бронзы, кости, камня, керамики13. Обнаруженные бронзолитейные формы, заготовки костяных изделий указывают на присутствие на городище бронзолитейной, косторезной и других мастерских.

В 2004 году в одном из помещений «Дикого Сада», на дне ям были зафиксированы захоронения двух каменных антропоморфных плит (одна плита целая, вторая – фрагмент). Под плитами прослеживаются следы совершения ритуала (фрагменты развалов нескольких сосудов в слое горелого грунта).

Подобные антропоморфные плиты были обнаружены и в нижнем слое заполнения рва, окружающего поселение. Возможно, что эти плиты использовались в ритуалах, которые были связаны с почитанием предков или героев, душа которых обитала в этих каменных стелах.

Также были открыты и раскопаны несколько культовых помещений – храмов14.

Археологи считают, что анализ культовых помещений поселения позволяет сделать вывод о том, что на рубеже II - I тысячелетия до н. э. у местного населения оформляется система обрядности, и появляются первые сооружения целевого культового назначения. Среди основных ритуалов нужно отметить ритуалы, связанные с поклонением солнцу, луне и огню (ритуальные ямы), почитания предков и героев (найдены захоронения черепов, каменные стелы), культы плодородия и др. Ритуально-культовые сооружения городища «Дикий Сад» являлись одним из наиболее ярких культовых комплексов юго-восточной Европы, в которых отправлялись разнообразные ритуалы свойственные древним обществам циркумпонтийского ареала культур15.

Исследователи считают, что городище «Дикий Сад» было, в своем роде, торговым центром, факторией. Три тысячи лет тому назад сюда прибывали караваны из различных частей света. Гости имели возможность отремонтировать суда, поправить такелаж, отдохнуть и, что немаловажно, совершать культовые ритуалы в различных храмах. Кто-то хотел принести жертвы своим богам в самом городе, а кому-то это было необходимо делать под землей.

Напрашивается необычная гипотеза. Несколько наземных храмов на городище и несколько под землей. Все они соединены подземными галереями, образовывая единый культовый комплекс. Кто-то из специалистов будет утверждать, что такое невозможно, но ведь и городища Белозерской культуры до 2004 года тоже известно не было.

Рассказы старожилов о выходах из подземелий в «Диком Саду», хоть и косвенно, но подтверждают один из аспектов гипотезы. А культовая стела эпохи Бронзы (из Крыма) некоторыми изображениями перекликается со знаками и рисунками из подземных «храмов» Николаева.

На поверхности городище и святилища с течением времени были разрушены, но подземная часть могла просуществовать гораздо дольше. Забытая, позднее используемая, возможно, в других целях или культах новым населением нашего региона.

Подземный тоннель «Дикий Сад» - старый Элеватор соединяет обе стороны полуострова, на котором был расположен как древний, так и современный город. Алексеев в своих исследованиях также отмечает присутствие в районах ст. Элеватора, Яхт-клуба и Дикого сада мест «эллинских захоронений», соединенных между собой тоннелями с выходами по всем сторонам полуострова. Есть у него в отчете и «…большой куполообразный грот с надписями на стене на непонятном для русских языке, из которого в разные стороны расходятся тоннели…».

Это, конечно, гипотеза, но она имеет право на свое существование. Необходимы дальнейшие исследования, которые со временем дадут ответы на многие загадки и прольют свет в самые отдаленные уголки подземелий города Николаева.

Археологов и историков в будущем ожидают новые, порой невероятные открытия!!!

А катакомбы нашего города подобны, «мине замедленного действия», рано или поздно их придется исследовать.

«Дети подземелий» ещё вернутся! До встречи.

<< содержание >>