"SADKO" CLUB ODYSSEY

The Nikolaev club of underwater search "Sadko" was founded more than 30 years ago by the divers-enthusiasts group on a voluntary basics. The heart of a club were the following members: Konovalov M., Korchagin A., Apolonov V., Koudrya V., Florinskiy V., Gerasimov D., Shkuratovskiy V., Ternovskiy M., Bondarev A., Dorofeev N., Tokarev A., Andreeva P., Feodorov E., Belkin I., Zubritskiy E., Shulrupher B., Deuvlash N. Acting during the free time and summer vacations, the club members accomplished their expeditions on the Black Sea for a search and underwater investigations of the Black Sea Fleet battle ships that were lost during the Second world war. The main purposes of this expeditions were to state the names of the killed soldiers, the search of the sinked battle ships of the documents and the materials that give a possibility to get it to know the lost hours and minutes of the ships life and her screw, the lift of the battle relics for the museums.

Officially the "Sadko" club history begins from the expeditions in 1964 to the Crimea reserve "Cara Dag", but in 1963 the future "Sadko" members have taken part in the First Ukrainian submarine expeditions for the battle ship search, organized by the Kiev's divers, "Rabochaya Gazeta" newspaper, and Ukrainian Republic Underwater Sport Federation.

The Club has never been a professional, one as it is. It has united the people of different ages and professions, going for diving sport and using only their private time. The means for the expeditions the club members earned themselves making different submarin-technic works. Made in such a way, the club budget made it possible to buy the required technics and floating means. So, in different times, the club used such expedition vessels as: motor ship "Iskatel" with a displacement of 40 tons, motor boat "Rif" with a displacement of 8 tons, motor boat "Delphin - 2" with a displacement 10 tons.

Different organizations and authorities had a positive attitude to the club activity and helped to it. So, in 1974 the club received the gift from the Norse Fleet from the USSR Navy Commander-in-Chief - the base mine-sweeper with a displacement of 250 tons, called later "A. Elkin" - in a favor of Clubs friend - writer-mariner Anatoliy Elkin. That ship has served to the club more than 10 years.

Since 1965 the club has started the search of sinked battle ships. That year it was discovered the destroyer "Frunze", lost in autumn of 1941. The works lasted 10 years with some breaks and it were discovered the hundreds of finds and lifted the tens of relics from the sea bottom. It were discovered two safes with the documents, one of which belonged to the ship commissar. Due to the safes documents, it was stated the complete list of destroyer screw. After the television film demonstration, based on underwater shooting of the sinked ship, some alived "Frunze" sailors have responded. Due to their memory, it was completely reconstructed the drama events of the ship last battle. It were dismantled and lifted 102-mm "Frunze" main calibre guns, with a weight more than a few tons each. It was lifted and installed as a monument, to the destroyer "Frunze" sailors, the anchor of this ship on the Tendra spit.

In 1973 it was discovered and investigated in Egorlyitskiy gulf the flag-ship of the Danube fleet - the monitor "Udarnyiy", lost in September, 1941. It was lifted the 45-mm gun monitor turret, with the help of the Club floating crane "Crab".

In autumn 1941, the minelayner "Kolhoznik" was lost not far from the Kinburskayar spit. In 1974, the were lifted two 76-mm guns, and antiaircraft machinegun from this ship.

The lifted from the sea bottom the guns from "Frunze", "Udarnyiy", "Kolhoznik" have stopped dead for ever on the opened demonstration ground of Nikolayev Shipbuilding and Fleet Museum, as a monument to the sailors, that gave their lifes defending the Motherland.

During the expedition in 1977 to the Kazachya bay in Crimea, it was discovered the soviet bomber IL - 4. As a result of work, there were lifted two machineguns, it was established the number of the aircraft and its screw. After the publications about this expedition, the only saved screw member has responded. He has never supposed that the remote past will return to him a such a way.

All the 70-th the Club many times returned back to the search of the schooner "Deiphin", lost in 1944 with the document of the First Gwardeyskiy Krasnoznamennyiy Nikolaev Ukreprayon. In the lost document there were the names of 12 unknown soldiers from the Olshanskiy expeditionary force, that has taken the key role in liberation of our town from the German troops. Till now the ship remains are not discovered, but the searches in Archives, exchanging of letters and meetings with the witnesses , gave the positive results: it were established the names of all soldiers and officers including the "Delphin" screw, that were killed with the schooner.

The cooperation with the Black Sea fleet Hydrographic service took a large place in a club activity. The "Sadko" members with the hydrographers investigated the underwater obstacles threatening to navigation. At the end of 70-th and beginning 80-th there were investigated in such a way the hundreds of thousands of square meters of sea bottom, the tens of underwater obstacles including the sinked ships. So, not far from Zmeinyiy island it was discovered the Soviet submarine "Щ-208". This kind of the club activity made it possible to correct the sea maps, and to increase the safety of navigation.

The club expeditions covered the considerable part of the Black Sea. In 1969 there was an expedition to the Caucasian beach and in 1972 it was accomplished the transport from Crimea of the motor boat "Rif", bought for the expeditions. In 1974 the young Club members organized an expedition to Crimea - Alupka. During the voyage the weather conditions were very hard, but the screw came through successfully, in spit of the fact, that the club members were not a professional sailors.

There were more than 70 expeditions for the 35 years Club history. As a result, there were discovered except mentioned above two soviet aircraft's not far from Lebyaji islands, sea hunter in Tendra bay, destroyer in Belbeck river, the tugs "Baykal", "Tayfun" and "OP-8", a few barges, the transport vessels "Bryansk" and "Sulina", the German transport vessel "Zaltsburg", Rumanian one "Teodoric", the Tsar fleet armorclad "Chesma", some unknown transport vessels not far from Evpatoria and Byaja-lagoon.

During the many years Club history it accomplished some archaeological researches. In 1968 it was an expedition to the Zmeinyiy together with the Odessa Archaeological Museum. It was investigated the whole underwater part of the island, and here were discovered the ship remains, amphoras and Ahill temple marble details that was on the island in antic times. In 1996 the Club made an underwater archaeological research of the Berezan lagoon bottom. There were discovered a large number of antic ceramics. The expedition has corroborated the modern conception of the North Black Sea region greek colonization conception.

The Club the work aboard the old sailing vessel not far from Kinburskaya spit, it was supposed the frigate of Russia - Turkey wars times. It were lifted the fragments of ship skin, explosive cannon-bolls, buck-shot. It was lifted and gaved for the Ochakov museum of regional studies exposition the steel 5 meters height anchor.

At the beginning of 90-th there were discovered: the wheels steamship in the Tendra gulf, an unknown tug not far from the Kinburskaya spit and there were some attempts to find the lost submarine A-3 "Marksist" near the Tendra spit.

The Club has been booking for the new directions of activity. So, it has taken an active part in the town Nikolayev history research. In 1992-1993 the Club together with the town Architecture Administration made an expedition to investigate the artificial undergrounds and karst hollownesses under the town - so called "catacomb". It was investigated the historical aspect of this structures and their influence on the town ecology situation. It was considered the question about the optimum town building with the respect of this underground construction. During the work there were many collisions with the mysteries and riddles having mostly the mystical character. The expeditions had a certain results, but to our sorry the investigations were not completed. The "underground" investigations as always actual for our town and the Club plans to return to them in future again.

The perspective direction of activity the Club considers now the search of lost ships and other underwater objects, underwater archaeology of the North Black Sea region, the region ethnography and town history investigations.

For any contacts we ask you to address to:

E-mail: mail@sadko.mk.ua

ОДИССЕЯ КЛУБА "САДКО"

Николаевский клуб подводного поиска "Садко" был основан более 35-ти лет назад группой аквалангистов-энтузиастов на добровольных началах. Ядро клуба составили такие люди как: Коновалов М., Корчагин А., Аполонов В., Кудря В., Флоринский В., Герасимов О., Шкуратовский В., Терновский М., Бондарев А., Дорофеев Н., Андреева П., Токарев А., Фёдоров Е., Белкин И., Зубрицкий Э., Шульруфер Б., Девлаш Н. Действуя в свободное время и летние отпуска, члены клуба проводили экспедиции на Чёрное море по поиску и подводному обследованию боевых кораблей Черноморского флота, погибших в годы Второй мировой войны. Целью этих экспедиций было восстановление имён павших воинов, поиск на затонувших кораблях документов и других материалов, по которым можно было проследить последние часы и минуты жизни корабля, его команды, подъём на поверхность боевых реликвий для музеев.

Официальная история клуба "Садко" берёт своё начало от экспедиции 1964 годa в Крымский заповедник "Кара-Даг", но ещё в 1963 году будущие садковцы уже участвовали в организованной киевскими аквалангистами первой Украинской подводной экспедиции по поиску боевых кораблей, организованной "Рабочей газетой" и Федерацией подводного спорта УССР.

Клуб никогда не был профессиональным в строгом понимании этого слова. Он объединял людей разных возрастов и профессий, увлечённых подводным спортом, и использовавших для работы в клубе исключительно своё личное время. Средства для походов члены клуба зарабатывали сами, выполняя различные подводно-технические работы. Составленный таким образом бюджет клуба позволил приобрести необходимую технику и плавсредства. Так, в разное время, клуб эксплуатировал такие экспедиционные суда как: т/х "Искатель", водоизмещением 40 тонн; катер "Риф", водоизмещением 8 тонн; катер "Дельфин-2", водоизмещением 10 тонн. Различные организации и органы власти с пониманием относились к деятельности клуба и помогали ему. Так, в 1974 году клуб получил с Северного Флота подарок главнокомандующего военно-морским флотом СССР - базовый тральщик водоизмещением 50 тонн, названный в последствии "А.Ёлкин"- по имени друга клуба, писателя-мариниста Анатолия Ёлкина. Этот корабль прослужил клубу более 10-ти лет.

Начиная с 1965 года клуб начал поиски погибших боевых кораблей. В 1968 году в Каркинитском заливе был обнаружен эскадренный миноносец "Фрунзе", погибший осенью 1941 года. Работы продолжались с перерывами на протяжении 10 лет. За это время были сделаны сотни находок, подняты со дна моря десятки реликвий. Удалосьобнаружить 2 сейфа с документами, один из них принадлежал комиссару корабля. По документам, сохранившимся в сейфах, был восстановлен полный список экипажа эсминца. После демонстрации по телевидению кинокадров, отснятых на корабле, откликнулись выжившие моряки. По их воспоминаниям были полностью восстановлены драматические события последнего боя славного корабля. Были демонтированы и подняты на поверхность 102-мм орудия главного калибра "Фрунзе", каждое из которых весило несколько тонн. Поднят и установлен на Тендровской косе как памятник морякам эсминца "Фрунзе"- один из якорей корабля.

В 1973 году в Егорлыцком заливе был обнаружен и обследован флагман Дунайской флотилии - монитор "Ударный", погибший в сентябре 1941 года. С помощью клубного плавкрана "Краб" поднята на поверхность 45-мм орудийная башня монитора.

Недалеко от Кинбурнской косы осенью 1941 года погиб минный заградитель "Колхозник". В 1974 году с него были подняты на поверхность два 76-мм орудия и зенитный пулемёт.

Поднятые со дна моря орудия "Фрунзе", "Ударного", "Колхозника" навечно замерли на открытой демонстрационной площадке Николаевского Музея судостроения и флота, став памятником матросам и командирам, которые отдали жизнь, защищая Отчизну.

Экспедицией 1977 года в бухте Казачья был обнаружен советский бомбардировщик ИЛ-4. В результате работ было поднято на поверхность два пулемёта, удалось установить номер самолёта, его экипаж. После публикаций о работах на этом самолёте откликнулся единственный спасшийся лётчик - он никогда не предполагал, что прошлое вернётся к нему подбным образом.

Все 70-е годы клуб неоднократно возвращался к поиску шхуны "Дельфин", погибшей в 1944 году с документами I-го Гвардейского Краснознамённого Николаевского укрепрайона. В пропавших документах находились имена 12-ти неизвестных воинов из десанта Ольшанского, сыгравшего ключевую роль в освобождении нашего города от немецких войск. До настоящего времени остатки судна не найдены, но поиски в архивах, переписка, встреча со свидетелями принесли положительные результаты: выявлены фамилии всех солдат и офицеров, а также команды "Дельфина", погибшей со шхуной.

Значительное место в деятельности клуба занимало сотрудничество с Гидрографической службой Черноморского флота. Садковцы совместно с гидрографами занимались обследованием подводных препятствий, угрожающих навигации. В конце 70-х, начале 80-х годов таким образом были осмотрены сотни тысяч квадратных метров морского дна, десятки подводных препятствий, в том числе, судов. Так, у острова Змеиный была обнаружена советская подводная лодка Щ-208. Эта деятельность клуба позволила отредактировать морские кар-ты, повысить безопасность мореплавания.

Походы клуба охватили значительную часть Чёрного моря. В 1969 году был осуществлён поход к берегам Кавказа, а в 1972 году был проведён перегон из Крыма приобретённого для экспедиций катера "Риф". В1974 году молодые члены клуба организовали поход Крым-Алупка. В ходе перехода пришлось столкнуться с тяжёлыми погодными условиями, но экипаж с успехом справился с ними несмотря на то, что участники похода небыли профессиональными моряками.

За 35 лет истории клуба проведено более 70-ти экспедиций и походов. В результате, кроме уже описанных находок были обнаружены 2 советских самолёта у Лебяжьих островов, морской охотник в Тендровском заливе, миноносец у реки Бельбек, буксиры "Байкал","Тайфун","ОП-8", несколько барж, транспорты "Брянск", "Сулина", немецкий транспорт "Зальцбург", румынский "Теодорик", броненосец Царского флота "Чесма", неизвестные транспорты у Евпатории и Бяжи-лимана.

За свою многолетнюю историю клуб осуществлял и археологические изыскания. В 1968 году совместно с Одесским археологическим музеем была проведена экспедиция на остров Змеиный. Была обследована вся подводная часть острова - обнаружены останки кораблекрушений, амфоры и мраморные детали храма Ахилла, существовавшего на острове в античные времена. В 1996 году клуб предпринял подводное археологическое обследование дна Березанского лимана. Обнаружено множество античной керамики. Экспедицией подтверждена современная концепция развития греческой колонизации Северного Причерноморья.

Клубом велись работы на старинном парусном судне у Кинбурнской косы, предположительно - русском фрегате времён Русско-Турецкой войны. Были извлечены на поверхность фрагменты деревянной обшивки корабля, разрывные ядра, картечь. Был поднят и передан для экспонирования в Очаковский краеведческий музей стальной якорь высотой 5 метров.

В начале 90-х годов были найдены: колёсный пароход в Тендровском заливе, неизвестный буксир у Кинбурнской косы, предпринимались поиски подводной лодки А-3 "Марксист", предположительно погибшей у Тендровской косы.

Клуб искал и новые направления своей деятельности. Так, он стал активно участвовать в исследовании истории города Николаева. В 1992-1993 годах клуб совместно с Управлением архитектуры города провёл экспедицию по обследованию искусственных подземных сооружений и пустот под городом - так называемых "катакомб". Исследовался исторический аспект этих сооружений, их влияние на экологическую обстановку в городе. Рассматривался вопрос оптимальной будущей застройки города с учётом этих подземных сооружений. В ходе работ пришлось столкнуться со многими тайнами и загадками, зачастую носящими мистический характер. Экспедицией были наработаны определённые результаты, но к сожалению, исследования остались незавершёнными. "Подземные" изыскания по-прежнему остаются актуальными для нашего города, и клуб в будущем планирует снова вернуться к этой теме.

Перспективными направлениями деятельности сейчас клуб считает поиск затонувших кораблей и других подводных объектов, подводную археологию Северного Причерноморья, краеведческие исследования нашего региона, истории города.

Для любых контактов просим обращаться по адресу:

E-mail: mail@sadko.mk.ua