ОДИССЕЯ КЛУБА "САДКО"

Николаевский клуб подводного поиска "Садко" был основан более 35-ти лет назад группой аквалангистов-энтузиастов на добровольных началах. Ядро клуба составили такие люди как: Коновалов М., Корчагин А., Аполонов В., Кудря В., Флоринский В., Герасимов О., Шкуратовский В., Терновский М., Бондарев А., Дорофеев Н., Андреева П., Токарев А., Фёдоров Е., Белкин И., Зубрицкий Э., Шульруфер Б., Девлаш Н. Действуя в свободное время и летние отпуска, члены клуба проводили экспедиции на Чёрное море по поиску и подводному обследованию боевых кораблей Черноморского флота, погибших в годы Второй мировой войны. Целью этих экспедиций было восстановление имён павших воинов, поиск на затонувших кораблях документов и других материалов, по которым можно было проследить последние часы и минуты жизни корабля, его команды, подъём на поверхность боевых реликвий для музеев.

Официальная история клуба "Садко" берёт своё начало от экспедиции 1964 годa в Крымский заповедник "Кара-Даг", но ещё в 1963 году будущие садковцы уже участвовали в организованной киевскими аквалангистами первой Украинской подводной экспедиции по поиску боевых кораблей, организованной "Рабочей газетой" и Федерацией подводного спорта УССР.

Клуб никогда не был профессиональным в строгом понимании этого слова. Он объединял людей разных возрастов и профессий, увлечённых подводным спортом, и использовавших для работы в клубе исключительно своё личное время. Средства для походов члены клуба зарабатывали сами, выполняя различные подводно-технические работы. Составленный таким образом бюджет клуба позволил приобрести необходимую технику и плавсредства. Так, в разное время, клуб эксплуатировал такие экспедиционные суда как: т/х "Искатель", водоизмещением 40 тонн; катер "Риф", водоизмещением 8 тонн; катер "Дельфин-2", водоизмещением 10 тонн. Различные организации и органы власти с пониманием относились к деятельности клуба и помогали ему. Так, в 1974 году клуб получил с Северного Флота подарок главнокомандующего военно-морским флотом СССР - базовый тральщик водоизмещением 50 тонн, названный в последствии "А.Ёлкин"- по имени друга клуба, писателя-мариниста Анатолия Ёлкина. Этот корабль прослужил клубу более 10-ти лет.

Начиная с 1965 года клуб начал поиски погибших боевых кораблей. В 1968 году в Каркинитском заливе был обнаружен эскадренный миноносец "Фрунзе", погибший осенью 1941 года. Работы продолжались с перерывами на протяжении 10 лет. За это время были сделаны сотни находок, подняты со дна моря десятки реликвий. Удалосьобнаружить 2 сейфа с документами, один из них принадлежал комиссару корабля. По документам, сохранившимся в сейфах, был восстановлен полный список экипажа эсминца. После демонстрации по телевидению кинокадров, отснятых на корабле, откликнулись выжившие моряки. По их воспоминаниям были полностью восстановлены драматические события последнего боя славного корабля. Были демонтированы и подняты на поверхность 102-мм орудия главного калибра "Фрунзе", каждое из которых весило несколько тонн. Поднят и установлен на Тендровской косе как памятник морякам эсминца "Фрунзе"- один из якорей корабля.

В 1973 году в Егорлыцком заливе был обнаружен и обследован флагман Дунайской флотилии - монитор "Ударный", погибший в сентябре 1941 года. С помощью клубного плавкрана "Краб" поднята на поверхность 45-мм орудийная башня монитора.

Недалеко от Кинбурнской косы осенью 1941 года погиб минный заградитель "Колхозник". В 1974 году с него были подняты на поверхность два 76-мм орудия и зенитный пулемёт.

Поднятые со дна моря орудия "Фрунзе", "Ударного", "Колхозника" навечно замерли на открытой демонстрационной площадке Николаевского Музея судостроения и флота, став памятником матросам и командирам, которые отдали жизнь, защищая Отчизну.

Экспедицией 1977 года в бухте Казачья был обнаружен советский бомбардировщик ИЛ-4. В результате работ было поднято на поверхность два пулемёта, удалось установить номер самолёта, его экипаж. После публикаций о работах на этом самолёте откликнулся единственный спасшийся лётчик - он никогда не предполагал, что прошлое вернётся к нему подбным образом.

Все 70-е годы клуб неоднократно возвращался к поиску шхуны "Дельфин", погибшей в 1944 году с документами I-го Гвардейского Краснознамённого Николаевского укрепрайона. В пропавших документах находились имена 12-ти неизвестных воинов из десанта Ольшанского, сыгравшего ключевую роль в освобождении нашего города от немецких войск. До настоящего времени остатки судна не найдены, но поиски в архивах, переписка, встреча со свидетелями принесли положительные результаты: выявлены фамилии всех солдат и офицеров, а также команды "Дельфина", погибшей со шхуной.

Значительное место в деятельности клуба занимало сотрудничество с Гидрографической службой Черноморского флота. Садковцы совместно с гидрографами занимались обследованием подводных препятствий, угрожающих навигации. В конце 70-х, начале 80-х годов таким образом были осмотрены сотни тысяч квадратных метров морского дна, десятки подводных препятствий, в том числе, судов. Так, у острова Змеиный была обнаружена советская подводная лодка Щ-208. Эта деятельность клуба позволила отредактировать морские карты, повысить безопасность мореплавания.

Походы клуба охватили значительную часть Чёрного моря. В 1969 году был осуществлён поход к берегам Кавказа, а в 1972 году был проведён перегон из Крыма приобретённого для экспедиций катера "Риф". В1974 году молодые члены клуба организовали поход Крым-Алупка. В ходе перехода пришлось столкнуться с тяжёлыми погодными условиями, но экипаж с успехом справился с ними несмотря на то, что участники похода небыли профессиональными моряками.

За 35 лет истории клуба проведено более 70-ти экспедиций и походов. В результате, кроме уже описанных находок были обнаружены 2 советских самолёта у Лебяжьих островов, морской охотник в Тендровском заливе, миноносец у реки Бельбек, буксиры "Байкал","Тайфун","ОП-8", несколько барж, транспорты "Брянск", "Сулина", немецкий транспорт "Зальцбург", румынский "Теодорик", броненосец Царского флота "Чесма", неизвестные транспорты у Евпатории и Бяжи-лимана.

За свою многолетнюю историю клуб осуществлял и археологические изыскания. В 1968 году совместно с Одесским археологическим музеем была проведена экспедиция на остров Змеиный. Была обследована вся подводная часть острова - обнаружены останки кораблекрушений, амфоры и мраморные детали храма Ахилла, существовавшего на острове в античные времена. В 1996 году клуб предпринял подводное археологическое обследование дна Березанского лимана. Обнаружено множество античной керамики. Экспедицией подтверждена современная концепция развития греческой колонизации Северного Причерноморья.

Клубом велись работы на старинном парусном судне у Кинбурнской косы, предположительно - русском фрегате времён Русско-Турецкой войны. Были извлечены на поверхность фрагменты деревянной обшивки корабля, разрывные ядра, картечь. Был поднят и передан для экспонирования в Очаковский краеведческий музей стальной якорь высотой 5 метров.

В начале 90-х годов были найдены: колёсный пароход в Тендровском заливе, неизвестный буксир у Кинбурнской косы, предпринимались поиски подводной лодки А-3 "Марксист", предположительно погибшей у Тендровской косы.

Клуб искал и новые направления своей деятельности. Так, он стал активно участвовать в исследовании истории города Николаева. В 1992-1993 годах клуб совместно с Управлением архитектуры города провёл экспедицию по обследованию искусственных подземных сооружений и пустот под городом - так называемых "катакомб". Исследовался исторический аспект этих сооружений, их влияние на экологическую обстановку в городе. Рассматривался вопрос оптимальной будущей застройки города с учётом этих подземных сооружений. В ходе работ пришлось столкнуться со многими тайнами и загадками, зачастую носящими мистический характер. Экспедицией были наработаны определённые результаты, но к сожалению, исследования остались незавершёнными. "Подземные" изыскания по-прежнему остаются актуальными для нашего города, и клуб в будущем планирует снова вернуться к этой теме.

Перспективными направлениями деятельности сейчас клуб считает поиск затонувших кораблей и других подводных объектов, подводную археологию Северного Причерноморья, краеведческие исследования нашего региона, истории города.

Для любых контактов просим обращаться по адресу:

E-mail: mail@sadko.mk.ua