Этот строптивый инженер Рокур

Многие Николаевцы слышали о "Спасском самотечном водопроводе", связывая его с катакомбами. Иногда этот водопровод напоминал о себе провалами на Адмиральской улице и в ее окрестностях. Но мало кто знает что-либо о строителе этого грандиозного по тем временам гидротехнического сооружения инженере Антуане Рокуре. А между тем это был не только прекрасный инженер, но и экономист, философ и педагог.

Антуан Рокур де Шарлевиль родился в 1789 году в родовом поместье Шарлевиле в Арденнах. Революция разорила их имение, поэтому молодой Антуан вынужден был работать. " Я хорошо знаю рабочих, поскольку сам им был", - вспоминал впоследствии Рокур.

В 1809 году Антуан поступил в политехническую школу, а через два года - в Школу мостов и дорог. Одновременно с 1811 по 1818 гг. он работа на строительстве дороги Амстердам - Гамбург, участвовал в сооружении крепостей на Корсике, Мерьере, Верхних Пиренеях, в Париже, прокладывал канал Сен-Мор.

Успешно закончив знаменитую школу, Рокур был удостоен звания ординарного инженера 2-го класса и назначен в октябре 1818 г. в Тулон на строительство военного порта. Здесь он проработал два с половиной года, участвовая в проектировании морского госпиталя и реконструкции главного магазина. В 1820 г. Рокур по заданию морского министерства разработал проект крытых эллингов, которые были построены, а в 1821 г. - проект 14 сухих доков. Для их сооружения Рокур разработал машину для формовки особых кирпичей и печь для обжина извести. Тогда же он экономически обосновал полезность использования для работ каторжников. Полученная Рокуром на стройке экономия заслужила высокую оценку министра. Но вскоре чувство меры изменило Рокуру - он потребовал, чтобы ему предоставили права исполняющего обязанности директора морских работ. В ответ он почувствовал жесткое давление начальства и постоянные к нему претензии. Дело кончилось тем, что строптивого инженера решили уволить. И тут сказался характер Рокура - он круто изменил судьбу и поступил на русскую службу, получив приглашение еще в 1820 году. Закончив и защитив в Париже проект сухих доков, Антуан летом 1821 г. выехал в Санкт-Петербург.

На русскую службу Рокура зачислили 19 октября 1821 года с чином подполковника Корпуса инженеров путей сообщений и назначили профессором Института путей сообщений , где уже работало несколько талантливых французских инженеров и ученых, таких как К.Потье, П.П. Базен, А.А. Бетанкур, Г. Ламе, Б.П. Клайперон и другие.

В 1822 г. по проекту Рокура Был сооружен новый мост через реку Нарову из Иван-города в Нарву. При строительстве моста использовались гидравлические извести местного происхождения, найденные и исследованные Рокуром. Тогда же Антуан Рокур написал и издал монографию о строительных растворах, за что был избран в последствии членом-корреспондентом Петербургской академии наук. И сейчас Рокур считается одним из основоположников науки о цементе и бетоне.

В том же 1822 г. Рокура направили в Одессу в 1 отделение IV округа путей сообщений, где он выполнял ряд работ совместно с К. Потье. В апреле 1822 г. Рокур прибыл в Николаев, в распоряжение вице-адмирала А.С. Грейга, главного командира Черноморского флота. Здесь инженер Рокур спроектировал ряд зданий и портовых сооружений морского ведомства. Но главными его работами были проекты Спасского самотечного водопровода в Николаеве и сухих доков в Севастополе. Рокур переработал проект водопровода, выполненный ранее Ж.В. Гаюи, а затем приступил к его прокладке. Он руководил работами по сооружению Спасского водопровода с октября 1822 по декабрь 1823 г.

Вспомнив свой тулонский опыт, А. Рокур предложил использовать на строительстве каторжников. Замечу, что в 1826 году в Николаеве находилось 16 арестантских рот, всего 1920 человек, которых использовали как для прокладки водопровода, так и для других тяжелых работ. Видимо, столько же их было и у Рокура.

Сохранились ежедневные отчеты Рокура о выполненных работах, чертежи продольных и поперечных разрезов штолен, проложенных глубоко под землей и облицованных камнем, и другие документы. По дну штолен проходили трубы, по которым самотеком вода от Спасских источников поступала в город. До нас дошел любопытный словесный портрет Рокура, созданный легким пером первого историка Николаева, главного гидрографа Черноморского флота контр-адмирала Н.М. Кумани. Несколько в игривой форме Николай Михайлович сообщает: " При вступлении в командование адмирала Грейга, в 1816 году, воды было еще столько, что он вознамерился провести ее в город... Проект был составлен полковником путей сообщения Рокуром, природным французом, прикомандированным к Черноморскому ведомству... Я помню очень хорошо эту личность: маленький, подвижный как ртуть, человек, многоречистый которого разговор по быстроте, трескучести и непрырываемости можно было без преувеличения уподобить водопаду, - но только один разговор, с самою же водою он ладил не совсем удачно, как это доказано Спасским водопроводом.

Без всякой предварительной разведки о свойстве грунта, через который предполагалось просверлить тоннель, преступлено к делу, и после продолжавшихся несколько лет трудов обнаружилось, что проект невозможен к исполнению, потому что в той глубине, где по нивелировке приходилось укладывать водопроводные трубы, подпочва оказалась сыпучий песок, потом твердый камень и наконец вода. Не знаю, успели ли засыпать огромную яму около Сухого фонтана, куда свозился слишком 30 лет городской сор; но незадолго перед сим яма эта и частые провалы по улице против адмиральского дома обличали осязательно об убитых бесполезно трудах и времени...".

Нет сомнения, что Н.М. Кумани дал точный портрет А. Рокура как человека, но его обвинения инженера Рокура в непрофессионализме не имеют под собой никакой почвы: из официальных источников известно, что первая очередь водопровода от третьего Спасского источника до дома главного командира работала исправно еще в середине 60-х годов прошлого века, и она показана на плане города 1832 г. как существующая. Хуже обстояло дело с главной линией водопровода вдоль Адмиральской. В первый же год пуска водопровода от главного источника - Спасского фонтана в районе нынешнего Яхт-клуба - трубы, не выдержав напора, полопались, и вода "ушла в песок". Но виновником все же был крымский поставщик керамических труб, но не Рокур.

В эти же годы, находясь в Николаеве, А. Рокур разработал оригинальный проект сухих доков для Севастополя, состоящий из девяти камер, которое долгое время изучали Базен, Бетанкур и другие коллеги Рокура по Корпусу инженеров путей сообщений.

В конце 1823 г. Рокур был командирован из Николаева в Санкт-Петрбург., где разработал проект защиты столицы от наводнений, идею которого попытались осуществить уже в наше время. Их Петербурга Антуан Рокур часто ездил в Севастополь для выполнения различных работ. Но в 1826 г. инженер тяжело заболел. К этому добавились склоки, в которые он втянулся.

Обладая обостренным чувством справедливости, резкий и неуживчивый Рокур рассорился со всеми своими соотечественниками. Они в отместку постарались очернить его деятельность в России. Обиженный Рокур 1 января 1827 г. подал прошение об отставке и уехал в Швецию. Оттуда он написал обвинительное письмо на имя императора, в котором облил грязью весь Корпус инженеров путей сообщений, включая и Базена, которого Рокур обозвал "позором Политехнической школы". Но, по-видимому, и Грейг также был рад избавиться от скандального сотрудника, что видно из его письма:" За всем тем непостоянство его (Рокура) характера и неуспех в некоторых других его делах подали повод сомневаться в практических его способностях для столь важного дела, почему и был выписан инженер Уптон". Здесь речь идет о строительстве сухих доков в Севастополе - их по переработанному (и худшему!) проекту построил Джон Уптон, перехватив тем самым славу у Рокура.

Еще при жизни в Петербурге, в 1821 г., на квартире у Рокура возник сен-симонистский кружок из его соотечественников. Так Антуан Рокур приобщился к социальным проблемам. Вернувшись на родину, Рокур занимался философией и даже в 1828 г. читал курс лекций в сен-симонистском кружке. В 1830 г. при активном участии Рокура создается ассоциация политехников. Тогда же Рокур начал читать лекции для рабочих Парижа.

С 1828 г. Рокур восстановил свою инженерную деятельность, став ординарным инженером 1-го класса. С этого момента он активно изучает пути сообщений, используя изобретенный им прибор для взвешивания повозок, но не забывает и о философии: в 1831 году вышел его "Курс практической философии". К этому же времени опубликованы две его книги - в Париже и Лейпциге - по строительным растворам. Параллельно с научной работой в 1831 г. Рокур преподает в центральной школе искусств и мануфактур. Но только в 1836 г. его повышают - он получил чин инженера-аншефа 2-го класса. В этом же году при поддержке видных общественных деятелей Антуан Рокур основал Институт общей морали и стал издавать два журнала. Его избрали членом более шести научных обществ.

Энергичная деятельность подорвала здоровье этого незаурядного человека, и 4 мая 1841 г. Антуан Рокур умер. Ему было всего 52 года. И этот человек жил и работал у нас в Николаеве.

В настоящее время ученые-историки Сорбонны готовят к изданию научную биографию Рокура.

Ю. Крючков, профессор.

"Вечерний Николаев"