29 июня вечером мы отшвартовались по левому борту "Бойкого". Ночь так и простояли все вместе: громада "Бойкого", который даже сейчас кажется стремительно мчащемся через грозные ночи Черного моря, наш маленький катер "Искателъ" и рядом прижавшийся понтон.

Эсминец "Бойкий" был введен в строй перед войной и был, как и остальные эсминцы этой серии стройным, красивым и мощным кораблем. Но только лишь "Бойкий", которым командовал все время Годлевский П.Е., прошел через все невзгоды и победы этих очень длинных, суровых военных дней и ночей.

Послужной список Ордена Красного Знамени гвардейского эсминца "Бойкий" большой.

С первых дней войны он непрерывно в походах, в боях. "Бойкий" принимает участие в обороне Одессы, несет дозорную службу, перевозит войска и боеприпасы в осажденную Одессу, обстреливает вражеские позиции, а на обратном пути забирает на "большую землю" раненых, женщин, детей. Тысячи и тысячи людей обязаны своим спасением и жизнью мужеству экипажа "Бойкого".

Потом героический Севастополь, походы эти были самыми трудными. Обычно ночью, почти в любую погоду, под обстрелом и под бомбами вражеской авиации, среди своих и немецких мин пробирался "Бойкий" в Севастополь. Действия те же: в Севастополь войска и боеприпасы, обстрел врага, обратно - раненых и гражданское население. И "Бойкий" выдержал все это и бил врага со всей злостью, какую способен проявить советский матрос.

Рядом гибли под бомбами и на минах другие корабли, но "Бойкий" продолжал сражаться.

Потом походы на Керчь, Феодосию. Опять обстрел врага. Бои в Новороссийске. В недолгие дни отдыха команда проявляла находчивость, занимаясь ремонтом корабля. Делалось все для того, что бы ни один день не был потерян для борьбы с врагом. И матросы становились сварщиками, клепальщиками, шли в машинное отделение, экономя на сне и отдыхе, несли нелегкую эту службу.

И славный путь, как награда всем трудностям по освобождению нашей земли. И опять бои и походы.

Кончилась война, но "Бойкий" продолжает служить уже в мирное время. Но время неумолимо, строятся новые корабли, быстроходные и мощные. "Бойкий" и теперь продолжает служить вместе с ними, но особой службой. Уже острый форшевень не режет волны Черного моря, уже не слышно мощного гула машин. "Бойкий" теперь мишень и нынешние комендоры и летчики учатся воевать и бить врага, а "Бойкий" помогает им в этом нелегком ратном деле ("Бойкий" служил мишенью для бомбометания с самолетов - прим ред.). Не каждый корабль может гордится такой судьбой. Вот почему Совет клуба "Садко" для того чтобы сохранить память о "Бойком" постановил снять фок-мачту с "Бойкого" и поставить в Николаеве в городском клубе ДОСААФ, рядом с берегом Бугского лимана с тем, чтобы на мачте продолжал развиваться флаг, но уже мирный, чтобы молодые мальчишки и девчонки помнили о прошлом, помнили о погибших моряках, отдавших свои жизни за нашу свободу, за наших детей.

С утра мы за работой. Из трюма "Искателя" выгружаем баллоны с кислородом и ацетиленом, достаем шланги, горелки, всё это перетаскиваем на "Бойкий" и подготавливаем рабочее место. Толя Поправко, как кошка, забрался на фок-мачту и уселся в "вороньем гнезде" - крепит трос для оттяжки мачты. Капитан с мегафоном дает команды, где кому стоять и что делать.

Главные действующие лица сегодняшнего дня - это Коля Иванищенко и Виктор Кудряшев - они оба сварщики и сегодня им трудится на самом главном направлении, надо резать мачту, а мы - грубая рабочая сила, пойди туда, держи сюда. Но работа тоже ответственная. Володя Крюков, Саша Власов и Толя Поправко будут оттяжками направлять падение мачты. Мне досталась работа кинооператора, снимать весь процесс на кинопленку.

И вот работа закипела, из-под фок-мачты брызнули первые огненные капли раскаленного металла, ребята занялись оттяжками, слегка стравливая тросы. План был прост. Когда справятся резчики, мачту осторожно опустить на трубу эсминца и перегрузить на понтон, но... не выдержал один из тросов и мачта, завалившись на бок, рухнула за борт. Топ мачты на дне - а нижняя часть на верхней палубе. Пришлось подгонять понтон и краном поднимать мачту, потом перевели её в горизонтальное положение, разрезали на три части и погрузили на понтон. Вышло даже проще и лучше, чем задумывалось. Работали до обеда и после обеда без адмиральского часа продолжали трудиться. И когда уже все было окончено - погода внезапно опять ухудшилась, пришлось прятаться от волн за "Бойкий".

Ну а чтобы время зря не терять, решили поднять из машинного отделения "Бойкого" клинкет - огромный, килограмм на пятьсот запорный кран из бронзы, тем более, что при стрельбах болванкой сорвало клинкет с фланца, и не надо было откручивать болты под водой. А клинкет поднять стоило. Деньги, вырученные после сдачи клинкета в металлолом, пойдут в кассу клуба, а это значит, что новые экспедиции будут обеспечены финансами. Конечно, этой суммы мало, но за прошедший месяц мы сняли еще два бронзовых винта с сейнера "Ангара", который выбросило на мель, а всё вместе - уже существенная сумма.