Для нас Очаков - это местный рай на земле обитаемой, мы здесь заправлялись и водой, и соляркой, и газ для плиты брали, продукты закупали перед каждым выходом в море и самое главное -Очаков давал нам возможность выйти на связь со своими родными и близкими, со своим домом.

Когда плывешь мимо Очакова, да если немножко прикрыть глаза на современность, то так и кажется, что вот там, на высоких и крутых берегах стоит турецкая крепость - Очаков, свирепые янычары вглядывается в морскую даль, застыв около длинноствольных береговых пушек, ожидая русских войск.

А.В.Суворов со своими гренадерами замерли напротив, на низкой, песчаной Кинбурнской косе. Крепость Кинбурн, Покровский и Александровский редуты в тревожном ожидании. Время ведь суровое, того и гляди турки опять начнут баталию.

И вот в ночь на 14 сентября 1787 года Турецкие корабли начали усиленный обстрел Кинбурна, чтобы произвести артиллерийскую подготовку десанта. Однако русские батареи открыли ответный огонь, который был настолько метким, что на неприятельской эскадре загорелся и взорвался один из кораблей. Турки отложили десант, но 30 сентября большая неприятельская эскадра вновь приблизилась к Кинбурну и начала бомбардировку из 600 орудий. Одновременно адмирал Гассан-паша дал сигнал высаживать десант c кораблей. Пять тысяч янычар высадилось на берег и начали закрепляться на косе. Затем под прикрытием огня с кораблей янычары пошли в атаку на русские позиции, и завязалась ожесточенная битва. Лишь только после третьей контратаки удалось суворовским богатырям сбросить турецкий десант в море. В этом бою был ранен А.В.Суворов.

Но следующий, 1788 год, был также полон боевыми действиями. Лишь только за два дня, 17 и 18 июня, в результате боя у Кинбурна-Очакова турецкие командование потеряло 15 кораблей, в том числе пять линейных кораблей и пять фрегатов, на которых было пятьсот орудий. Потери турок в экипажах превышали шесть тысяч человек. Со времен битвы при Чесме турецкий флот не испытывал столь тяжелого поражения, как в двухдневном Очаковском сражении.

В декабре того же, 1788 года, русские войска штурмом овладели крепостью Очаков. Это было концом турецкого владычества на севере Черного моря.

В 1888 году, в честь 100-летнего юбилея взятия Очакова в Николаеве был построен крейсер I ранга "Очаков", которому было суждено войти в историю. Восставшие в Севастополе матросы крейсера "Очаков" в 1905 году подняли Красное знамя первой русской революции, а лейтенант П.П.Шмидт стал его командиром. Но восстание было зверски подавлено, а в Очакове начался позорный суд над "очаковцами". Спустя год после восстания по приговору царского суда П.П. Шмидт вместе со своими ближайшими помощниками был расстрелян 6 марта 1906 года на острове Березань.

В гражданскую войну Очаков стал на защиту революционных завоеваний. Удачное географическое положение, мощные береговые батареи не давали возможность белогвардейцам и интервентам прорваться в лиман. Николаев и Херсон были под защитой революционных солдат и матросов, стоявших у орудий Очакова.

А в 1941 грозном году Очаков опять стал на защиту Родины. До последнего патрона, до последнего снаряда защитники Очакова отбивались от врага, хотя сами оказались уже в глубоком тылу врага. Лишь отстреляв все боеприпасы и взорвав орудия, защитники покинули Очаков и вынуждены были уйти на Тендру.

До сих пор в окрестностях Очакова можно найти следы многовековой истории. Здесь попадаются ядра, пули, монеты как турецкие, так и русские двухсотлетней давности, а рядом попадаются следы и прошедшей войны. На морском дне можно найти тоже эхо прошедшей войны. Авиабомбы, снаряды и мины - всё это лежит на дне, засыпанное илом и песком, а местами можно найти хорошо сохранившиеся боеприпасы, почти не занесенные илом. И вот мы решились поискать счастья, т.е. понырять у берегов Очакова, в надежде найти что-нибудь из ХVII-ХIХ веков. Тем более, что у нас были выписки из летописи Очакова. Во-первых, граф А. С. Уваров видел в воде на левой стороне от батарейного мыса (район замка Гассан-паши) в метрах в двадцати от берега, под водой большие каменные плиты, принимаемые им за остатки древней пристани. Во-вторых, летом 1896 года, во время практических занятий очаковской минной роты в Днепровско-Бугском лимане водолазами были найдены под водой остатки каменной стены. Развалины эти обнаружены метрах в двухстах от берега на глубине 2,8 метра между карантинной гаванью и лоцманской станцией. На протяжении около 42 метров они направлены с северо-востока на юго-запад, от Карантинной пристани к Очаковскому мысу, а затем делают поворот под прямым углом к берегу, имея здесь до четырех с половиной метра длины. В этом углу встречались черепки от остродонных амфор с клеймами.

И вот, имея эти сведения, мы начали поиск, но вода была настолько мутной, что видимость не более вытянутой руки. Почти двухчасовые поиски ничего не дали, лишь уже в самом конце погружений мы заметили три круглых предмета. Очистив слой водорослей, почувствовали искусственную округлость предметов, начали осторожно разгребать вокруг песок и к нашей радости обнаружили, что наши находки - это старинные бомбы! Когда удалось с большим трудом поднять эти три бомбы на палубу катера, мы замеряли: их размеры - 35 сантиметров в диаметре имела каждая бомба! Чугунный корпус был как новый, но внутри пустотелой бомбы кроме песка и ила ничего не было. Даже пустые они представляли довольно внушительный вид, а вес их был таковым, что в одиночку поднять бомбу мы не могли. Если судить по размеру бомбы, то это бомба от 15 дюймовой мортиры. Кто стрелял, и когда это было, мы точно не установили. Вполне вероятно, что бомбы эти времен крымской войны 1853-1856 годов. На это предположение наводит следующая выдержка из работы Ф.Энгельса "Флот". "Вторым нововведением (после канонерок и мониторов - примечание автора) были окованные железом, не пробиваемые снарядами плавучие батареи, впервые построенные французами для атаки береговых укреплений. Они были испытаны лишь под Кинбурном, и их успех, даже против слабых парапетов и ржавых пушек этого маленького укрепления, не был особо значительным". Что ж, пока мы точно не знаем этого, но впереди новые погружения, новые находки и мы надеемся более точно ответить на этот вопрос.