Сориентировавшись, направляемс по правому борту вдоль котлов на нос. Вот перед нами возникает массивный корабельный шпиль. Его сорвало с палубы и выбросило на песок.Слева впереди возвышается темное пятно полубака - значит, боевая рубка где-то поблизости. Заложив круг, метров через 7, выходим на обширное тело рубки. Она лежит на правом боку, на 2/3 погрузившись в песок. Спереди она закруглена и смотрит на нас рядом

 

иллюминаторов. Они так заросли мидиями размером в палец, что в середину нельзя просунуть и кулак. Над иллюминаторами выступает ходовой мостик, подкрепленный кницами. Один из крыльев мостика возвышается над рубкой на пол метра. Перемахнув через него, оказываемся собственно на мостике - где до последней минуты оставались командир и рулевой, направлявшие корабль через огненный шквал в его последнем бою. Сейчас с мостика выступают какие-то конструкции, все опутанные сетями и обрывками канатов. Медленно обплываем рубку кругом. Входа нигде не видно, - по-видимому, он располагается с правой стороны рубки и сейчас находится глубоко в грунте. В днище замечаем прямоугольное отверстие, вырубленное нашими аквалангистами в 1971 году. Сейчас оно прямо над дном, и чтоб заглянуть в середину, необходимо распластаться на песке. Внутри все до нижнего края забито илом. Сверху обрушились какие-то металлические листы - проникнуть в середину не удается. Подвсплыв на пару метров еще раз, на прощание, окидываем взглядом, некогда центральный пост управления эсминцем и возвращаемся на "Буревестник".

***

    Еще заход пикировщиков. Взрыв потрясает весь корабль от киля до клотика - прямое попадание в полубак. Сорвало козырек ходового мостика, все приборы, убит рулевой, оставшийся на своем посту, хотя руль уже не действовал. Тяжело ранен командир эсминца - В.Н. Ерошенко. На полубаке много погибших, убит комиссар корабля Д.С. Золкин. Из обслуги носового орудия в живых остался один наводчик, у него осколком оторвало руку...

 
 

    Корабль начинает крениться на правый борт. Машины продолжают работать, но машинный телеграф вышел из строя. Управление машинами переводится на голосовую связь - от мостика до машинного отделения выстраиваются краснофлотцы.

    Л.А. Владимирский и В.Н. Ерошенко принимают решение идти к Тендровской косе, чтобы приткнуть корабль к отмели и тем самым предотвратить его опрокидывание. Места, где по карте малые глубины, совсем недалеко, но неизвестно, удастся ли дотянуть - крен все возрастает. Атаки самолетов не прекращаются. Маневрировать все сложнее, команды по цепочке идут медленно. Контр-адмирал Владимирский спускается к палубным люкам в машинное отделение, чтобы командовать прямо в машинные люки.

 
 
 
Боевая рубка "Фрунзе"
(вид с носа)
 
 
 
  Пикирующий бомбардировщик
Ju-87"Штука"
 
 
Комиссар Д.С. Золкин  
 
 
     
 
 
 
 
 
 
  Назад, к первой части статьи "ЧЕРНОМОРСКИЙ  ВАРЯГ" Статьи о "ФРУНЗЕ" Продолжение статьи  "ЧЕРНОМОРСКИЙ  ВАРЯГ"  
Фото любезно предоставлено В.П. Заблоцким. Кликни здесь, чтоб рассмотреть покрупнее